Posts

Showing posts from November, 2021
Петр Толочко. Даниил Галицкий и монгольское нашествие на Южную Русь // Ruthenica. Щорічник середньовічної історії та археології Східної Європи / Володимир Ричка, Олексiй Толочко (ред.). Киïв: Інститут історії України НАН України, 2020. Том XVI. С. 125-135. https://www.academia.edu/62684687 Здесь есть на удивление хороший критический разбор гипотезы Майорова о договоре Даниила Романовича с Бату. Я даже не ожидал такого от Петра Толочко
 https://www.academia.edu/62603705 Рева Р.Ю., Леонов Б.И. Несколько редких серебряных монет Джанибека и Бердибека. Дирхамы или данги? // Нумизматические чтения Государственного Исторического музея 2021 года. Москва: ООО «Типография «Возрождение», 2021. С. 68-74. Роман Рева делает открытие сразу же на первой странице, приводя надпись на монете 1342 года «Чекан ас-Сарая Нового, защищенного от бедствий», уверяя, что «бедствие» в данном случае значит чуму, поскольку она уже «свирепствовала у большинства южных соседей улуса Джучи», как это указано в конце сноски. Где доказательства того, что чума уже свирепствовала на Ближнем Востоке в 1342 году? А доказательства есть в начале сноски, где приводятся цитаты из книги Хайдарова: «Если говорить собственно о начале “Черной смерти”, то с большой точностью можно утверждать, что ее предшествием явилась эпидемия, разразившаяся в конце 1320 – начале 1330-х гг. в китайских и монгольских землях Великого хана»; «эпидемия 1336–1337 гг. вспыхнула сразу по
 Интересная книга по французской историографии Matthieu Chochoy. De Tamerlan à Gengis Khan. Construction et déconstruction de l’idée d’empire tartare en France du XVIe siècle à la fin du XVIIIe siècle. Brill, 2022. https://brill.com/view/title/61154?fbclid=IwAR1cF5Uq0fqlwODKAvkSJLEZqgeL1XbnOkp7Yd_iNZvspUdFbm7qZEGPkVY
 Коллега Александр Еманов порой приводит совершенно непонятные сноски: "Во всяком случае, многочисленные украшения из жемчуга, упомянутые в актах Бельтраме и Беллиньяно, судя по их невысокой стоимости и достаточно широкому распространению в городской среде Кафы, могут быть вполне отнесены к продукции местных умельцев. Равно как и серебряные пояса, украшенные индокитайским, или индийским жемчугом, надлежит отнести к изделиям мастеров довольно распространенной в Кафе ремесленной профессии — ременщиков, изготовителей наборных поясов" (Еманов А.Г. Между Полярной звездой и Полуденным Солнцем:  Кафа в мировой торговле XIII–XV вв. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2018, с. 173). Здесь меня заинтересовали серебряные пояса и соответствующая цитата в сноске 5 на испорченной латыни: «corrigia argentea cum perils veracibus et cum auro laboratum».  Еманов дает сноску на множество упоминаний ременщиков в актах Ламберто из Самбучето, изданных Мишелем Баларом, но этой странной цитаты
 Первое упоминание аспров барикатов содержится здесь (Brătianu G.I. Recherches sur le commerce génois dans la Mer Noir au XIIIe siècle. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1929, p. 303-304), и здесь же Брэтьяну называет сельджукские акче судакскими аспрами. Акт от 25 июля 1274 года, по которому один итальянец берет у другого в долг акче в Фатсе и обязуется выплатить долг в Солдайе в аспрах барикатах. Упоминание Солдайи ввело в заблуждение Брэтьяну, хотя ясно, что в Фатсе в долг брались турецкие деньги и в Золотой Орде долг выплачивался золотоордынскими деньгами. Привет всем нумизматам, которые повторяли эту ошибку за Брэтьяну
 Чтобы не забыть на будущее. Brătianu G.I. Recherches sur le commerce génois dans la Mer Noir au  XIIIe siècle. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1929, no. 306, p. 279-280. Нотариальный акт, составленный Ламберто ди Самбучето в Каффе 2 мая 1290 года, с упоминанием "султанских (буквально солданинских) аспров" ("asperos centum viginti quinque soldaninos").  В кратком вступительном описании на французском Брэтьяну ошибочно идентифицировал их как аспры Солдайи (125 aspres de Soldaïa). Мишель Балар в своей более поздней регесте правильно указывал на то, что это турецкие аспры, то есть акче ("125 aspres turcs"; Balard M. Gênes et l’outre-mer. Tome 1: Les actes de Caffa du notaire Lamberto di Sambuceto, 1289–1290. Paris, La Haye: Mouton & Co., 1973, no. 480, p. 186). Покойный Хромов и здравствующий Крамаровский основывались или основываются на ошибке Брэтьяну. Крамаровский, в частности, в совсем недавнем докладе, как и ранее, утверждал, что греки С
 Забавно, как Порсин в паре слов описывает, как он в свое время положил меня на обе лопатки. Сущность спора, как и результат, были другими, но это не важно. Важнее, что с тех пор он стал использовать английский перевод Плано Карпини, помимо русского
  Должна быть хорошая книга https://www.lira.hu/hu/konyv/ismeretterjeszto-1/tortenelem-politika/the-kings-of-the-house-of-arpad-and-the-rurikid-princes-cooperation-and-conflict-in-medieval-hunga
 https://www.facebook.com/102854772126220/posts/128945349517162/ Интересно, когда Юрченко воспроизводил маршрут Ибн Баттуты, ездил ли он из Нижнего Поволжья в Стамбул и обратно? Год путешествия Ибн Баттуты, конечно, забавный https://www.facebook.com/102854772126220/posts/128939359517761/ Про Джучи на Калке, вероятно, расскажет Радик Темиргалиев
 Вспомнился забавный случай в связи с любопытной полемикой Тишина, знающего языки источников, и Порсина, этих языков не знающего, но строящего свои теории на переводах. Один раз я рекомендовал не принимать на публикацию одну безумную статью. Автор в ней, среди прочего, прочтя русский перевод Рубрука, утверждал, что Рубрук встретился с Плано Карпини в ставке Бату. Предположение автора строилось на не совсем точном переводе у Малеина плюсквамперфекта простым прошлым временем. Как помнится, в переводе Малеина Рубрук писал, что Плано Карпини был в ставке Бату, хотя точнее было бы перевести, что он был там до того, как там побывал Рубрук. У автора в связи с этим была какая-то фантастическая гипотеза, похожая на гипотезу Порсина
 https://www.viella.it/libro/9788833137957 Интересно. Не часто бывают итальянские книги итальянских авторов по Монгольском империи. Я плохо знаю автора и не знаком с ним лично
 https://twitter.com/BAR_Publishing/status/1461335381366956040?t=u2o_MeCgVM6RjzisWnsjjA&s=19 Интересная книга. Будем ждать
 https://www.academia.edu/61920575 Страшно много слов, которые уже прокомментированы. Все же хотелось бы сделать одно небольшое замечание по этому месту:  "Но если есть конкретный источник, написанный конкретным человеком в конкретной политической, социальной и культурной ситуации, и в этом источнике какая-то закономерность в их использовании обнаруживается, то исследователь обязан задать вопрос о причинах ее возникновения. Естественно эти причины могут иметь самый различный характер, а могут отсутствовать в принципе, но важно, что они совершенно не обязательно должны объясняться с точки зрения законов лингвистики. Жизнь куда более интересна и многообразна, чем одна, пусть даже очень важная, дисциплина. Однако для авторов в этой части рецензии не существует ни конкретного источника, ни реального его автора, ни целей с которыми этот источник писался. Есть только вырванные из контекста слова, которые можно, так или иначе, сопоставлять, исходя из тех или иных закономерностей развития
 Хотел когда-то вписаться в ВК, но сайт потребовал мой телефон, после чего на мой финский телефон стали приходить русские спамы про выгодные кредиты. Я отписался, и спамы моментально перестали приходить. Я к тому, что не могу скопировать пост в группе "Монголы и Русь" в ВК. Однако я могу скопировать этот замечательный комментарий русского шовиниста Андрея Масловского: "Вообще начало про передачу предания из поколения в поколение в каком то роду звучит как наглое враньё. Таких новодельных преданий история знает немало. Создано это "предание" лет 50-60 назад. Но Миргалееву конечно всё равно. Человек написавший диссертацию на основании чтения мыслей Тохтамыша этим не смутится." Когда-то я был активным в украинской тюркологической группе в ФБ. Потом я стер там все мои посты, как и комментарии. Я сделал это после того, как перепостил шовинистский пост Масловского о Токтамыше. Мой перепост и короткий осуждающий комментарий вызвал бурю эмоций у византивиста Роман
 Дробышев Ю.И. Цели монгольских захватчиков согласно европейским источникам середины XIII в. Часть 2 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2021. Т. 13. № 4. С. 398–419. DOI: 10.22363/2312- 8127-2021-13-4-398-419 https://www.academia.edu/61753510/ "Уже в 1238 г. брат Юлиан не только предупредил о готовящемся вторжении в Венгрию, но и сообщил о слухах, что следующей целью монголов намечен Рим и даже дальше: «говорят, что они имеют намерение прийти и напасть на Рим и за пределами Рима» [13. С. 388]. Очевидно, речь в данном отрывке идет именно об угрозе римской церкви и ее главе" (с. 400). Зачем писать то, что совсем не очевидно? Это интерпретация, вернее, почти дословная цитата из Откровения псевдо-Мефодия, а не действительные планы монголов. На этой же странице даётся цитата из ошибочного перевода Юрченко. На самом деле Гвикардо уверял своих собратьев по ордену, что коленопреклонение было обычным ритуалом при монгольском дворе. Переводам Ю
 Здесь человек поясняет, как самому делать карты. Очень полезно. Надеюсь, он не сотрёт тред https://twitter.com/brunomshirley/status/1458922264909471747?t=1UeCHI7hlmR9RkG_lPB-Ag&s=19
 https://www.routledge.com/Caravans-in-Global-Perspective-Contexts-and-Boundaries/Clarkson-Santoro/p/book/9780367773007# Надо будет посмотреть статью Хазанова. Макет статьи мне совсем не понравился, но, может, он её улучшил до публикации
 https://esquire.kz/vedetsja-sledstvie-rashid-nugmanov-o-sozdanii-istoricheskogo-detektiva-rabote-v-gollivude-i-dikom-vostoke/#part=1 Интервью сентябрьское, но уже к тому времени оформились планы продать сериал про Бату (который появится после документального фильма, который еще не снят) Нетфликсу: "Поэтому нужна стриминговая платформа, которая бы охватывала максимальное количество зрителей и территорий. На сегодняшний день Netflix, Amazon, Disney Channel, HBO – очевидный выбор. Мы сейчас работаем над этим". Новые Васюки, в общем. "Грубо говоря, это «Крестный отец» в XIII веке, где Бату восстанавливает семейные ценности, ведь, по сути, это конфликт между чингизидами. Бату практически выполняет роль Майкла Корлеоне, которого готовят к судьбе государственника – если Чингисхан завоевывал территории, то потом ими надо управлять". Повторюсь, Нугманов называет это документальным фильмом
 https://www.routledge.com/The-Mongol-World/May-Hope/p/book/9781138056671 The Mongol World / May T., Hope M. (eds). Routledge, 2022. 890 p.  С оглавление сборника. Здесь теперь дата публикации: 3 мая. 
 Когда-нибудь можно будет скачать этот том. Adrian Jusupović. The Chronicle of Halych-Volhynia and Historical Collections in Medieval Rus’. Brill, 2022. https://brill.com/view/title/61762?language=en
 Полезный сборник. Особенно интересна статья Шмидер (340-355) Grischa Vercamer and Dušan Zupka (eds). Rulership in Medieval East Central Europe: Power, Rituals and Legitimacy in Bohemia, Hungary and Poland. Brill, 2021. https://www.academia.edu/55488522
 https://kzaif.kz/culture/igra_prestolov_zolotoy_ordy Интересно, сколько из этих спикеров читали предварительный сценарий фильма. Мне он, мягко выражаясь, не понравился
 https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-kanonicheskogo-prava-katolicheskoy-tserkvi-na-territorii-kryma-v-xiii-nachale-xiv-vv-po-dannym-papskih-bull Основательная статья с привлечением канонических источников, как я предлагал автору. Но анонимная рецензия на статью в ее конце написана ушлыми совками. Лучше бы они эту рецензию не выкладывали