По словам магистра Рогерия, бедняга Бела IV бежал с поля битвы на Шайо и доверился австрийскому герцогу Фридриху II Бабенбергу в надежде найти у него убежище от монголов:

«И в то время, как король полагал, что ускользнул от Сциллы, он попал к Харибде. И как рыба, желающая избежать сковороды, чтобы не быть затушенной, но бросающаяся на угли, чтобы оказаться зажаренной, он, думая, что избегает зла, оказался в еще худшем. Ибо герцог Австрии, замысливший коварство, когда король оказался в плену его прихоти, потребовал от него назад некое количество денег, которые, по его словам, король в прошлом вытребовал у него себе. Чего больше? Король не мог высвободиться из его рук до тех пор, пока не выплатил ему эти деньги частью наличными, частью золотыми и серебряными сосудами. За оставшуюся же часть он отдал в залог три комитата своего королевства, пограничных с той землей».

«Et cum se rex stillam vitare crederet incidit in caribdim, et sicut piscis volens vitare frixorium ne frigatur, ad assandum proijcit se ad prunas, credens malum effugere inuenit nequius. Nam dux austrie astutia excogitata, cum rege suum ad libitum potitus extitit, ab eo quandam pecunie quantitatem quam dicebat olim ab eo regem extorsisse repetijt. Quid plura rex manus illius euadere nequiuit, quousque partem eiusdem pecunie in prompto, partem in vasis aureis et argenteis illi persoluit, pro parte autem tres comitatus sui regni illius terre contiguos illi obligauit».

Johannes de Thurocz. Serenissimoru[m] Hungarie regu[m] chronica: bene reuisa ac fideli studio emendata. Augsburg: Erhard Ratdolt, Theobaldus Feger, 1488, fol. 162r.

Остается только догадываться, что за два других комитата оккупировал Фридрих, но третьим был Шопрон на западе венгерского королевства: Бела IV ясно указывает на захват крепости в своей грамоте от 2 июня 1243 года (Magyar Nemzeti Levéltár, Diplomáciai levéltár 74795):

https://archives.hungaricana.hu/hu/charters/2948/?list=eyJxdWVyeSI6ICIxMjQzLTA2LTA2XHUwMGE4In0.

Тем не менее этот захват был осуществлен после 2 февраля 1242 года, поскольку венгерские духовники и миряне в Секешфехерваре указывали в своем послании под этой датой, что Шопрон все еще находился в руках венгров (Magyar Nemzeti Levéltár, Diplomatikai Fényképgyűjtemény 290696):

https://archives.hungaricana.hu/hu/charters/2873/?list=eyJxdWVyeSI6ICIyOTA2OTYifQ.

Через несколько месяцев после своего возвращения из Далмации Бела IV вторгся в восточное приграничье австрийского герцогства. Эта поспешная кампания закончилась бескровным перемирием с австрийским герцогом, согласно анналам бенедиктинского аббатства Гарстена (Wien, Österreichische Nationalbibliothek, Cod. 340, fol. 4r):

https://digital.onb.ac.at/RepViewer/viewer.faces?doc=DTL_8673092&order=1&view=SINGLE;

и анналам цистерцианского монастыря в Хайлигенкройце (под ошибочным 1243 годом; Wien, Österreichische Nationalbibliothek, Cod. 352, fol. 47r):

https://digital.onb.ac.at/RepViewer/viewer.faces?doc=DTL_5302513&order=1&view=SINGLE.

Тем не менее венгры вернули себе Шопрон, как это свидетельствует жалованная грамота Белы IV от 24 января 1243 года (Magyar Nemzeti Levéltár, Diplomáciai levéltár 255):

https://archives.hungaricana.hu/hu/charters/2930/?list=eyJxdWVyeSI6ICIxMjQzLTAxLTI0In0.

В общем, у Белы были все основания утверждать в своей золотой булле, адресованной папе Иннокентию IV 11 ноября 1247 года, что от австрийцев «из-за схожего вероисповедания упомянутое королевство должно было бы изведать плоды какой-либо поддержки, но оно вынуждено не изведывать плоды, а шипы войны со стороны разоряющих добро упомянутого королевства внезапными грабежами»

«... Alamannorum uero a parte occidentis et Aquilonis, a quibus propter consimilem professionem fidei, fructum alicuius subsidii dictum regnum sentire deberet, non fructum sed spinas guerre sue sentire compellitur bona dicti regni per rapinas subitaneas diripiencium» (Magyar Nemzeti Levéltár, Diplomatikai Fényképgyűjtemény 289184):

https://archives.hungaricana.hu/hu/charters/3737/?list=eyJxdWVyeSI6ICIxMjUwLTExLTExIn0.

Comments

Popular posts from this blog