«По поводу ярлыков [государь] повелел: “Пусть какие ни есть речи докладывают в трезвом состоянии, при удобном случае”. Когда же государь ислама, “да укрепится навеки его царство”, тоже иногда выпьет вина, то ни одна душа не смела бы с помощью хитрости, сокрытия правды и введения в заблуждение добывать [от него] разрешения на какое-нибудь неосновательное и бесполезное дело, и нельзя, чтобы какое-нибудь неосновательное соображение, в котором нет никакой пользы, или какое-либо дело исходили от него наспех. [Государь] не позволял докладывать [ему] в таком состоянии».
Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Арендс, Альфред К. (пер.); Ромаскевич, Александр А.; Бертельс, Евгений Э.; Якубовский, Александр Я. (ред.). Москва; Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1946. Том III, с. 275 (английский перевод: Rashiduddin Fazlullah’s Jami‘u’t-tawarikh, Compendium of Chronicles. A History of the Mongols / Thackston, Wheeler M. (tr.). Cambridge, Massachusetts: Harvard University, 1998–1999, p. 726).
Рашид ад-дин не приводит прецедентов, но Газан обнародовал этот эдикт в конце правления, и у него, наверняка, были веские причины для вынесения столь мудрого решения.
Джувейни, к примеру, описывает случай, как к Угедею во время пьянствования хана явился человек с шапкой, сделанной на хорасанский манер. Шапка Угедею понравилась настолько, что он приказал своим чиновникам выписать ему накладную на двести балишей. Чиновники так и сделали, но откладывали скреплять ее ал-тамгой (квадратной алой печатью) до того, пока хан не протрезвеет. Угедей, правда, на следующий день, уже в трезвом виде приказал выписать новую накладную на триста балишей и добавил еще триста в течение следующих трех дней, сделав выговор своим чиновникам (‘Ala-ad-Din ‘Ata-Malik Juvaini. Genghis Khan: The History of the World Conqueror / Boyle, John A. (tr.); Morgan, David O. (ed.). Manchester: Manchester University Press, 1997, p. 215). В общем, Газана можно понять.
Comments